Гараж, как правило, выполняет только техническую функцию, но, несмотря на это, присутствие в нем отопления никогда не бывает лишним. Необходимость в отоплении объясняется несколькими причинами. Прежде всего, в отапливаемых гаражах в зимний период не будет скапливаться влага, которая в дальнейшем может привести к появлению наледи на стенах и потолке. Кроме того, двигатель автомобиля намного лучше запускается, если окружающий его воздух хорошо прогрет. К тому же в теплом гараже гораздо уютнее и приятнее чинить автомобиль, чем в холодном.
Конечно, оснастить гараж отопительной системой является достаточно сложной задачей, ведь уже на этапе проектировки возникает масса вопросов, решить которые бывает очень непросто. Например, какое топливо лучше использовать? Какой теплоноситель является наиболее практичным? И, наконец, как сделать отопление в гараже одновременно эффективным и экономичным? Чтобы ответить на эти вопросы, следует тщательно изучить все возможные варианты, только после этого приступать к проектированию обогрева.
На данный момент различают общее и автономное отопительные системы. Общее отопление в основном используется тогда, когда гараж непосредственно примыкает к жилому строению и обогрев можно сделать совместным. Преимуществом этого способа является то, что не нужно покупать дополнительный котел. Недостатком же можно назвать значительное увеличение нагрузки на общую систему обогрева, ведь насосам приходится перекачивать большой объем теплоносителя. Кроме того, в этом случае потребуется гораздо больше топлива, чем при автономном отоплении. Автономное отопление чаще всего используется в тех случаях, когда гараж находится в значительном отдалении от жилых построек. При разработке таких систем необходимо учитывать не только объем помещения, но и количество автомобилей, которые в нем хранятся.
Водяное отопление
Система водяного отопления гаража своими руками может быть однотрубной и двухтрубной. В первом случае теплоноситель (вода) последовательно проходит все радиаторы, затем возвращается к нагревателю. Во втором же случае вода распределяется подводящей трубой между всеми батареями, после чего собирается в отводящую трубу.
Однотрубная система значительно проще, она требует меньших затрат, имеет постоянную скорость и напор теплоносителя. Недостатком этого способа является разная степень нагрева радиаторов: она снижается от первого к последнему и от яруса к ярусу. Но гаражи редко бывают многоэтажными, так что это не так существенно. Теплогенератор вполне можно установить ярусом ниже, чем батареи, например, в подвале, тогда никакого специального оборудования для циркуляции воды Вам не потребуется. Как известно, вода расширяется при нагреве, а при температуре выше 40 градусов воздух теряет растворимость в воде и выделяется из нее, эта разность давлений и гонит воду по трубам. Но если все тепловое оборудование стоит на одном этаже, то в этом случае потребуется отопительный насос.
Двухтрубную систему отопления лучше всего устанавливать в очень большом гараже. Основное ее преимущество заключается в одинаковом нагреве всех радиаторов, но при малом их количестве оно теряется. К водяному отоплению относится и водяной теплой пол — это своеобразный змеевик из трубы, который уложен по площади свободных участков пола гаража. Конструкция теплого пола очень проста, однако устроить его можно лишь во время строительства или капитального ремонта, когда рабочая часть теплообменника заливается бетоном.
Недостатком устройства водяного отопления гаража является его непостоянная работа. При длительном отсутствии хозяина система может замерзнуть, и вода, находящаяся в трубах, их разорвет. В этом случае рекомендуется использовать антифриз. Для систем отопления можно приобрести специальные антифризы на основе пропиленгликоля или глицерина, лояльные к
трубам и радиаторам. Помните, что при использовании антифриза соединения нельзя герметизировать паклей, можно использовать сантехническую ленту и герметик. Трубы лучше всего применять пластиковые, ведь они недороги, достаточно надежны и не подвержены коррозии.
Электрическое отопление
Электрические системы отопления гаража обладают множеством преимуществ. Они очень легко устанавливаются, занимают минимум места и просто подключаются к системам автоматического регулирования температуры. На данный момент можно выделить несколько разновидностей электрических отопителей. Так называемые электропушки, устроены по тому же принципу, что и бытовые фены, только они гораздо массивнее. Такие устройства занимают минимум пространства, быстро выходят на рабочую температуру и легко переносятся с места на место. Недостатком же является высокое потребление электроэнергии и, как результат, повышенные требования к качеству электропроводки. Электропушка мощностью 7 кВт способна обогреть гараж средних размеров.
Следующими стоит отметить инфракрасные обогреватели. Как и в предыдущем случае, они очень легко монтируются и занимают мало места, при этом достаточно эффективны. Следует отметить, что инфракрасные обогреватели можно закрепить практически на любой поверхности, в том числе на потолке или на стенах. Достаточно редко в качестве электрических отопителей для гаража применяют настенные электроконвекторы. Дело в том, что они занимают много места, а помещение обогревают так же, как и электропушки. Преимуществом этих устройств можно назвать лишь низкую стоимость, которая сравнима со стоимостью средней электропушки.
Использование твердого топлива
Данный вариант отопления гаража популярен в тех местах, где использование других способов вызывает существенные технические проблемы (перебои с поставками электрической энергии, отсутствие централизованного газоснабжения и прочее). Печам для гаража на твердом топливе необходим хороший дымоход. Сама печь занимает довольно много места, впрочем, как и запас топлива. В пожарном отношении они очень опасны и неудобны в обслуживании. А автоматизация таких устройств довольно затруднительна из-за ее высокой стоимости. Но, несмотря на это, твердотопливные обогреватели очень распространенны. Можно приобрести уже готовую печь для твердого топлива, а можно повозиться и устроить отопление гаража своими руками. В первом случае Вы немного потратитесь, но зато гарантированно получите устройство с заявленными эксплуатационными характеристиками. Преимуществом самостоятельного устройства является его более точная «подгонка» конкретно под Ваши требования. Пожалуй, твердотопливные печи являются единственным видом обогревателей, которые легко и недорого изготовить и установить самостоятельно, что и объясняет их высокую популярность.
Газовое отопление
Отопление гаража очень легко выполнить самостоятельно при использовании различных вариантов, но только не газового. В этом случае рекомендуется использовать исключительно заводское оборудование, а монтаж доверить профильным специалистам. Помните, что ни в коем случае нельзя использовать самодельные котлы при устройстве системы газового отопления. Преимуществами этой системы можно назвать высокий коэффициент полезного действия котлов, относительная дешевизна и простота использования топлива. Недостаток же заключается в необходимости доступа к линии центрального газоснабжения, без которой нельзя сделать отопление.
В последнее время особую популярность приобретают отопительные системы, которые работают на отработанном машинном масле, и это понятно, ведь топливо практически ничего не стоит. Кроме того, такие отопительные устройства вполне можно собрать самостоятельно. С помощью данного способа можно решить сразу две проблемы: гараж отопить и практически без вреда для экологии утилизировать отработанное машинное масло. Конечно, такие установки имеют и некоторые недостатки. Это, как правило, нестабильность их работы и малый срок службы.
Помните, что мало нагреть гараж, очень важно еще и тепло сохранить, а утеплить гараж под силу каждому. Также следует отметить, что большинство отопительных систем для гаража можно собрать самостоятельно, однако если Вы решились на это, ни в коем случае не забывайте о своей безопасности, и о безопасности окружающих Вас людей.